Будучи потребителями мы постоянно совершаем какие нибудь покупки. при этом нередко бывает, что в процессе приходится сталкиваться с различными нарушениями правил торговли. Одно из таких нарушений, это обман покупателей.
Что грозит за данное нарушение работникам в рамках законодательства? Это определяет новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший в действие с 1 июля прошлого года, в частности его глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Положения ряда статей именно этой главы Кодекса позволяют вести действенную борьбу с нарушениями правил торговли, гарантируют более надежную защиту покупателей от обмана.
Читаем Кодекс РФ
Глава Кодекса указанная выше предусматривает целый ряд правонарушений, связанных с обманом покупателей, а также закрепляется ответственность за данные деяния.
Обратимся прежде всего к статье 14.7 «Обман потребителей». Согласно ее положению противоправные действия рассматриваемого состава административного правонарушения могут проявляться в различных формах.
Это — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг).
В соответствии со статьями кодекса, каждое из этих правонарушений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (напомним, что в настоящее время размер минимальной зарплаты для штрафов составляет 100 рублей).
Как видим, административная ответственность, установленная новым Кодексом за обман потребителей, по сравнению с нормами старого Кодекса в некоторых случаях значительно возросла (раньше за данное правонарушение могли наложить штраф от одного до тридцати минимальных размеров оплаты труда).
Дотошный читатель, знакомый с прежними нормами административного законодательства, может заметить еще одно существенное отличие в содержании статей об ответственности за обман потребителей нового и старого кодексов.
В статье 14.7 нового Кодекса ничего не сказано о том, в каком именно размере должен причинить ущерб продавец, чтобы наступила административная ответственность. По смыслу данной статьи такая ответственность наступает при условии, если, к примеру, обвешивание или обсчет не влечет уголовной ответственности. То есть размер причиненного потребителю ущерба будет меньше, чем предусмотрено уголовным законодательством (одной десятой минимального размера оплаты труда).
Следует иметь в виду и то, что не каждый продавец, совершивший обман покупателя, может быть привлечен за это к административной ответственности. Такая ответственность наступает, как установлено названной статьей Кодекса, лишь в отношении организаций, осуществляющих реализацию товаров, а равно граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли.
Иначе говоря, данные лица обязательно должны иметь соответствующую лицензию, то есть разрешение на осуществление торговли. Если они занимаются торговлей без соответствующей лицензии или не зарегистрированы в качестве предпринимателей, административная ответственность в отношении их наступает уже по другой, более строгой статье (до двадцати минимальных размеров оплаты труда). Могут привлечь этих лиц и к уголовной ответственности.
Права потребителей
В новый Кодекс также включены статьи, которых в КоАП РСФСР не было. В их числе — статья 14.8 «Нарушение иных прав потребителей». Одним из таких деяний является нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и режиме работы.
На первый взгляд данная норма ничего нового не содержит. Однако если обычно речь шла об отсутствии информации об изготовителе или продавце, то в данном случае говорится о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации не только об изготовителе, продавце или об исполнителе, а в первую очередь о реализуемом товаре.
Нарушение данного права может выразиться как посредством отказа в предоставлении такого рода информации, так и в ее предоставлении, но в неполном или не соответствующем действительности виде.
Данное правонарушение имеет много общего с таким способом обмана покупателей, как введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара. Различие в том, что введение в заблуждение нередко выражается в искаженной информации о качестве товара.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре носит более конкретный характер и выражается, как правило, в намеренном непредставлении всей необходимой информации или в прямом отказе ее предоставить.